capry6565 (capry6565) wrote,
capry6565
capry6565

Проф. стандарт БА. Зачем, для кого и почему именно сейчас нужен такой стандарт?

Нормативная база для создания стандарта
Прошу прощения, я еще раз ненадолго вернусь к сухим словам закона, это поможет нам заложить правильную основу для дальнейшего обсуждения.
Итак, все, что я бы хотел еще раз здесь обсудить, а именно, правила применения профессиональных стандартов, все это утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013
N 23.
В Российской Федерации существуют два очень интересных для нас, в данный момент, документа - это "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих" и "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих".
В упомянутом выше Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождествен​ность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002
N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.
С 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять проф. стандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ)
Следовательно, вопрос нужно или нет следовать уже разработанным и утвержденным стандартам уже решен на государственном уровне.
Это уже данность.

Остается вопрос: "А может пока не стоит разрабатывать стандарт для БА?"
"Нет его, ну и слава богу! Больше свободы, меньше формализма!"
К сожалению, отсутствие проф. стандарта для бизнес-аналитика не означает: "Эх, гуляем, пока нас не формализовали!".
Нет.
Это означает, что к нам все-равно, будут применяться стандарты. Только это будут другие стандарты, разработанные для смежных, близких и не очень, профессий.
Это возможно, будут родственные стандарты, но это будут стандарты, далеко не полностью отвечающее потребностям
нашей профессии.

Для кого стандарт, кто и как его будет использовать?
Профессиональные стандарты разрабатываются для организаций, в которых эти профессии применяются. Т.е. для использования в компаниях, на производствах, и в организациях, в которых профессионалы работают.

Проф. стандарты позволяют сформировать единые требования к профессиональной квалификации кадров. Утвержденные профессиональные стандарты будут обязательны для применения во всех компаниях, где работают данные специалисты, и именно на их основе будут формироваться должностные инструкции, штатные расписания, тарифные сетки и т.п.
Это надо и кадровикам, и разного рода руководителям.
Благодаря ясной и полной модели компетенции, выстроенной в проф. стандарте, компании будут иметь возможность разработать или уточнить системы внутренней аттестации (assessment) сотрудников, с целью оценки текущего уровня компетенции, принятия решения о повышении сотрудника в должности, выдачи рекомендаций, в каком направлении стоит развиваться - какие компетенции, знания или навыки необходимо подтянуть.
Добавлю, что проф. стандарты являются едиными для всей профессиональной сферы и будут являться основой при разрешении трудовых споров.
Проф. стандарт и система сертификации.
Очевидно, что признание квалификации обычно реализуется как система сертификации.
Цель сертификации – гарантировать обществу, что профессионализм специалиста соответствует определенным
стандартам.
Сертификат удостоверяет квалификацию профессионала, что делает для него законным (легитимным) определенный вид занятий и повышает ценность на рынке труда.

Таким образом, один из основных способов подтвердить свое соответствии уровню квалификации, описанном в проф. стандарте – это сертификация.

Много ли мы знаем отечественных систем сертификации для БА, официально признанных на всей территории России?
Я, к сожалению, не встречал.
А хотелось бы иметь такую?

Мне кажется - да.

Поэтому, очевидно, что следующим логичным шагом будет разработка отечественной системы сертификации БА.
Но, это будет уже другая инициатива, другой проект.


Проф. стандарт и образовательные стандарт
Как я уже упоминал выше, для сферы профессиональной деятельности уже разработаны и будут разрабатываться Профессиональные стандарты.
В сфере образования существуют Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Высшего и Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВО и ВПО). Вот здесь можно найти более детальную информацию.
Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих проф. стандартов (сейчас закон уже предусматривает необходимость учитывать положения соответствующих проф. стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования).
При этом будет необходимо в течение года с момента принятия соответствующего закона обновить уже принятые федеральные государственные образовательные стандарты и привести их в соответствие с проф. стандартами.
Качество проф. стандартов очень важно, как для сферы профессиональной деятельности, так и для сферы образования. Поэтому, отечественные ВУЗы, как прямо заинтересованная сторона, обязательно будут привлекаться к разработке проф. стандарта. Во всяком случае, мы будем приглашать.

В качестве некоторого промежуточного артефакта, помогающего выполнить трассировку требований проф. стандарта на учебные компетенции, в рамках проекта могут быть разработаны матрицы-компетенций, которые будут являются основой для создания рабочих учебных планов и программ.
В этих матрицах можно выполнить maping с уровней компетенций, описанных в стандарте, на наборы компетенций, определенных для бакалавра/магистра ([ABelin] Эдуард, поправь меня, пожалуйста, я не большой спец в современной системе высшего образования).

Проф. стандарт - сухая формалистика, или модель компетенции?
Цитата:
А в целом, мне кажется, разработка профессиональных стандартов - это не самый оптимальный путь развития, т.к. профессии у нас меняются стремительно. Более полезным была бы стандартизация компетенций. Наборы имеющихся компетенций лучше характеризуют специалиста чем пройденная подготовка по какому-то проф. стандарту. А также более полезны при выборе курсов или заведений для обучения и переподготовки.”
([ABelin] Игорь спасибо, хорошее замечание!)

Есть замечательная работа A five-stage model of the mental activities involved in directed skill acquisitionнаписанная братьями Стюартом и Хубертом Дрейфусами (Stuart E. Dreyfus, Hubert L. Dreyfus).

Во вступлении (см. Abstract) к своей работе они написали:
“При приобретении навыка путем обучения и накопления опыта, студент, как правило, проходит через пять стадий развития, которые мы обозначали как новичок, компетентность, профессионализм, экспертиза и мастерство.”
IIBA® адоптировал и развил эту модель создав собственную модель компетенции Business Analysis Competency Model (BACM).
Эта модель компетенции “…описывает знания, навыки, способности и другие личностные характеристики, необходимые для человека чтобы быть успешным в работе и эффективно выполнять эту работу.”

Поскольку проф. стандарт помимо описания Основных направлений работы/этапов (Обобщенных трудовых функций), Видов деятельности в рамках этих этапов (Трудовых функций) и Действий (Трудовых действий) описывает необходимые знания, умения и личностные качества, то речь, безусловно, идет и об описании компетенций, поскольку Компетенция – “…это успешное применение знаний, опыта и поведенческих навыков”. (“Competency is the successful application of knowledge, experience and choice of behavior”, IIBA® Business Analysis Competency Model Business Analysis).
Более того, проф. стандарт в полном соответствии с подходом, используемым моделями компетенций, определяет различные уровни компетенций и описывает для них соответствующий под-набор, упомянутых выше, знаний, умений и личностных качеств.    
Таким образом, проф. стандарт и является некоторым набором компетенций, логически объединенным в группу “Бизнес-аналитик”.
Создавая стандарт Бизнес-аналитик мы и выполняем стандартизацию наборов компетенций.

Кого желательно вовлечь, чьи интересы учесть?
·       Работодатели;
o   Руководители разных уровней;
o   HR отделы;
o   Центры компетенции;
o   Департаменты/отделы бизнес/системного анализа;
·       Учебные центры проводящие
o   Обучение;
o   Сертификацию;
·       Профессиональные сообщества;
·       Академические организации (ВУЗы).

Очень хочу подчеркнуть, что каждый раз добавляя новую организацию в наш список заинтересованных сторон, мы будем четко определять, что, собственно, мы ожидаем.

Сейчас видится следующие три типа участия и, соответственно, ожидаемого результата:

  1. Активное участие: разработка предложений, работа над контентом будущего стандарта;

  2. Фокус-группы: организации, которые будут проводить ревю проекта стандарта и выдавать свои рекомендации;

  3. Стороны, которые заинтересованы в разработке этого стандарта, но в силу специфики своей работы, не могут принять участие в разработке. От таких организаций мы ожидаем рекомендательные письма в адрес Мин. Труда, с обоснованием необходимости нашего стандарта.

Интеграция с существующими стандартами

В настоящее время существуют несколько Российских проф. стандартов, в различной степени готовности. Это, в первую очередь, стандарты Системного Аналитика и Процессного Управления. Наши области настолько близки, что в каждом из этих стандартов будут некоторые области перекрытия с нашим стандартом.
Более того, существуют и будут появляться русскоязычные переводы сводов знаний по родственным областям деятельности. И у нашего стандарта, опять же, будет достаточное количество точек соприкосновения с этими де-факто стандартами, принятыми в международной практике.
Поэтому, наша задача максимально гармонично вписать наш стандарт в существующий нормативный ландшафт, максимально грамотно покрыв нишу Бизнес-анализа.

Вывод

К сожалению, сейчас очень мало, кто может точно сказать, что такое Бизнес-анализ, и кто такой Бизнес-аналитик.

В учебных заведениях нет факультетов “Бизнес-анализ”.

Мы, вместе с вами, прямо сейчас создаем профессию Бизнес-аналитик.
Давайте сделаем это правильно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments