capry6565 (capry6565) wrote,
capry6565
capry6565

Профессиональный стандарт Бизнес-аналитик

В связи со стартовавшей инициативой по созданию профессионального стандарта "Бизнес-аналитик" возникло достаточно много правильных вопросов.
Этот текст - попытка собрать всю информацию в едином месте и ответить на возникшие вопросы.


Во-первых, что такое профессиональный стандарт»?
Мы гораздо лучше знакомы с понятием "квалификация работника".
Нам приходится обсуждать квалификацию потенциального кандидата, когда мы пытаемся закрыть вакантную позицию в нашей компании или в конкретном проекте.
Мы пытаемся рассказать о нашей квалификации на собеседовании при устройстве на новую работу.
При этом, наше понимание необходимого уровня квалификации, да и содержания этого понятия
, не всегда совпадают с пониманем наших собеседников.
Тем не менее, понятие "квалификация" уже давно закреплено на законодательном уровне.
Что же такое
"квалификация работника", что такое "профессиональный стандарт" и как эти понятия соотносятся?

Понятия "квалификация работника"
и "профессиональный стандарт" определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной статье
квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.


  1. В свою очередь, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Из законодательно утвержденного статуса проф. стандартов следует два основных момента:Для работодателей профессиональный стандарт является основой для установления конкретных требований, предъявляемых к сотрудникупри выполнении трудовой функции (или набора функций)
    с учетом специфики конкретного предприятия (почему в каждой отдельной организации стандарт позволяет определять требования не ко всей специальности, а конкретному набору трудовых функций, мы рассмотрим чуть ниже);


  1. Положения соответсвующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.


Несколько цитат:
Извлечение

из Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов



25. Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
[...]

------------

«С участием предпринимательского сообщества уже утверждено более 400 профессиональных стандартов, подготовлен законопроект об обязательном применении работодателями профстандартов, а также о формировании на их основе государственных образовательных стандартов. […] Рассчитываю, что в текущем году будет сделан еще один серьезный шаг – создана нормативная база для независимой оценки профессиональных квалификаций». (Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на пленарном заседании съезда -Российского союза промышленников и предпринимателей.)
-------------

Поэтому применение профессионального стандарта для работодателей любой формы собственности является обязательным, исходя из определения термина «профессиональный стандарт», приведенного в ст. 195.1 ТК РФ.

Что грозит организации, если она не будет использовать профессиональные стандарты в своей деятельности?

Если для организации применение конкретного профессионального стандарта будет являться обязательным, то его неприменение может привести к тому, что к организации и должностным лицам при проведении проверки инспекцией труда будут применены административные санкции по п. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Немного истории
В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.
В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.
В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», – говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Зачем нужны профессиональные стандарты?


  • профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;

  • работникам предоставляется возможность определять свой профессиональный уровень и развивать профессиональные компетенции, повышать квалификационный уровень и подтверждать его сертификатом;

  • работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, определять направления необходимого развития компетенции сотрудников;

  • система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.


Таким образом, профессиональный стандарт применяется при подборе и расстановке кадров; при планировании и нормировании труда. Также применяется для решения задач по развитию систем управления персоналом; для создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников; для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Где искать информацию о профессиональных стандартах?

На ресурсе Минтруда России размещены все принятые профессиональные стандарты, а также проекты стандартов. Этот ресурс предназначен для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации Плана разработки профессиональных стандартов на 2012–2016 годы. Здесь размещается актуальная информация о ходе реализации данного Плана, достигнутых результатах, по? разработке, общественному обсуждению, утверждению, регистрации и применению профессиональных стандартов.



Какова структура и содержание профессионального стандарта?

Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014).

Содержание профессионального стандарта для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует
трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания_и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении.

Основное, на что необходимо обращать внимание, «читая» стандарт, – какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать. И самое главное, наверное, для всех работодателей – как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.

Таким образом, отвечая на комментарий, оставленный в одной из групп: "
А в целом, мне кажется, разработка профессиональных стандартов - это не самый оптимальный путь развития, т.к. профессии у нас меняются стремительно. Более полезным была бы стандартизация компетенций." можно сказать, что проф. стандарт и является контейнером для этих стандартизированных компетенций. Компетенции не могут существовать разрозненно и независимо. Они должны быть логически сгруппированы. И для однозначной идентификации этой группы, у нее должно быть название. Это - профессиональный стандарт, в частности, для такого направления  профессиональной деятельности, как бизнес-анализ.

Внутри же стандарта можно выделить тот поднабор единиц (трудовых функций, определяющих необходимые компетенции), который является необходимым и достаточным для подтверждения соответствующей квалификации, в рамках конкретной отрасли, конкретной компании или конкретной практики.

Этим, возможно, и объясняются методы применения стандарта как на уровне страны, так и на уровне каждой конкретной огранизации.
Организация вольна определять тот поднабор трудовых функций, необходимые уровни знаний, умений (навыков) и отвественности для должностей, определенных их штатным расписанием. Стандарт не имеет возможности, да, вероятно, и не ставит своей целью учесть специфику всех областей человеческой деятельности, где может быть использована информация из стандарта.


Как соотносятся профессиональные стандарты и образовательные стандарты?

Разработка образовательных стандартов по специальностям обучения является таким же обязательным требованием, предъявляемым к профессиональным учебным заведениям, как и разработка/применение профессиональных стандартов для организаций-работодателей.
Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.


"Как соотносится или дистанцируется стандарт БА и уже имеющийся стандарт системного аналитика?"

На основе проведенного сравнительного анализа существующего стандарта "Системный аналитик" и основополагающих документов, которыми мы руководствуемся в нашей работе по бизнес-анализу (BABOK v3.0, BACM) мы определи следующие различия между бизнес- и системным аналитиком:
Первое, и самое главное отличие – для СА и БА определен разный предмет работы:


  • для СА – это ИТ система;

  • для БА – это бизнес проблема;


Поэтому рабочий продукт для этих специальностей, в общем случае, совершенно разный:


  • для СА требования к ИТ системе;

  • для БА решение бизнес проблемы. Разработка новой или доработка существующей ИТ системы – это лишь частный случай решения, которое должно приниматься по результатам Бизнес-анализа;


Т.е., с точки зрения БА, одно из главных ограничений существуюшего стандарта СА заключается в жестком ограничении области деятельности разработкой требований к ИТ системам в то время, когда область деятельности БА гораздо шире.
В существующем стандарте:


  • Цель деятельности СА – разработка требований к Информационной системе;

  • Профессиональные действия жестко привязаны к IT проектам;

В качестве нормативной базы упоминаются ГОСТы описывающие процессы создания IT систем, документацию, создаваемую в рамках IT проектов;

Стандарт Системный аналитик покрывает только несколько областей, в которых может работать бизнес-аналитик. Это


  • Information Technology;

  • Agile;

  • Business Intelligence;


В то время, как область работы бизнес-аналитика гораздо шире. Можно добавить:


  • Business Architecture;

  • Business Process Management;

  • Customer Experience;

  • Cyber Security.


Данный анализ проводился не с целью раскритиковать существующий стандарт. Мы лишь проигрывали все возможные варианты использования стандарта СА, его переработки, доработки, расширения или разработки самостоятельного стандарта.

Между потенциальным стандартом БА и существующими стандартами существует достаточно много общего - перекрывающихся областей, например:


  • BABOK также описывает и работу с требованиями для информационных систем, и перечисляет системного аналитика, как одно из возможных названий позиции, которую может занимаь человек, занимающийся также и бизнес-анализом. Таким образом, системный анализ - это одна из небольших областей работы бизнес-аналитика, применимая в случае, если в качестве решения бизнес-проблемы было решено разрабатывать именно информационную стистему;

  • BABOK описывает такую область деятельности бизнес-аналитика, как "The Business Process Management", что естественно затрагиваетПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
    «СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОЦЕССНОМУ УПРАВЛЕНИЮ»
    , разрабатываемый нашими коллегами из Российского Отделения "
    Association Of Business Process Management Professionals";

  • естественно, затрагиваются и вопросы управления проектами, что пересекается с областью описанной в PMI PMBOK...


Поэтому, если стандарт БА будет разработан, то один из моментов, на который будет обращено очень серьезное внимание, - это гармонизация с существующими пограничными стандартами и сводами знаний.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments